Оценка выполнения плана
по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного
коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска
продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый
выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная
планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).
Причины недовыполнения
плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка,
изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние
материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие материально-технических
мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины – недостатки в организации производства, плохое
техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток
электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и
материального стимулирования.
Увеличение объема производства
(реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к
изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре – значит
сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных
ее видов.
Изменение структуры оказывает большое
влияние не все экономические показатели. Если увеличивается удельный вес более дорогой
продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот.
Расчет влияния структуры
производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом
цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме
структуры продукции:
ВПф = ∑(Vф. общ.
* УДiф * Цiпл)
ВПусл = ∑
(Vф.общ.
* УДiпл * Цiпл)
∆ВПстр =
ВПф - ВПусл.
|