Объем производства и реализации
продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных
измерителях.
Обобщающие показатели
производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными
показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.
Валовая продукция –
это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая
незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.
Товарная продукция
отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного
производства и внутрихозяйственный оборот.
Объем реализации
продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате
(выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах.
В процессе анализа рассчитываются
базисные и цепные темпы роста выпуска и реализации продукции. Затем определяется среднегодовой темп роста
(прироста) выпуска и реализации продукции по среднегеометрической или среднеарифметической
взвешенной:
Для большей наглядности динамику
производства и реализации продукции можно изобразить графически.
Анализ реализации
продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по
поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия
оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме
того, в условиях конкуренции предприятие моет потерять рынки сбыта продукции,
что повлечет за собой спад производства.
В процессе анализа определяется
выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по
предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины
недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных
обязательств.
Процент выполнения договорных
обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки
по договорным обязательствам (ОПпл)
и его недовыполнением (ОПн)
на плановый объем (ОПпл).
|