ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ [economic
experiment] — научно поставленный опыт: активное вмешательство в ход
экономического процесса (протекающего в искусственно созданной или естественной,
но контролируемой обстановке) и наблюдение за результатами,
включая их измерение, с целью проверки научных гипотез и построения научной
теории изучаемого процесса, а также с целью проверки практических рекомендаций
в области управления экономическими системами.
Эксперимент
в экономике способствует проникновению в сущность изучаемых явлений. Поставить
его здесь сложнее, чем во многих других науках, напр. в физике, потому что если
в естественных науках объект эксперимента пассивен, то в экономике испытатель и
объект исследования — живые люди со всеми свойственными им, увлечениями и интересами.
Постановка
научного экономического эксперимента целесообразна,
поскольку эксперимент обладает такими познавательными возможностями, которые
делают его незаменимым даже самыми тщательными наблюдениями экономических процессов. В частности, только эксперимент может
обеспечить количественную оценку экономических воздействий (таких, как
материальное стимулирование).
Кроме
того, наука имеет в своем распоряжении такой испытанный метод, как модельный
эксперимент.
Модельные
эксперименты упрощенно отображают реальные экономические процессы, однако у них
есть преимущество, что они позволяют многократно воспроизводить те или иные
экономические ситуации:
1)
МАШИННАЯ
ИМИТАЦИЯ, или компьютерная имитация [simulation] —
экспериментальный метод изучения экономики с помощью компьютеров. Для имитации
формируется имитационная
система, включающая имитационную
модель, а также программное обеспечение ЭВМ. В машину вводятся
необходимые данные
и ведется наблюдение
за тем, как изменяются интересующие исследователя показатели;
они подвергаются анализу,
в частности статистической обработке
данных.
2)
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
[business games, gaming] (то же: хозяйственные, иногда — экономические игры) —
метод имитации принятия управленческих решений
в различных производственных ситуациях путем организации игры
по заданным правилам (группы людей или человека и компьютера). Участник игры
принимает решения, опираясь на предоставляемую ему специально подготовленную информацию:
исходную в начале игры и последующую, т. е. возникающую в процессе игры в
результате принятия тех или иных решений всеми участниками. При этом каждый участник
стремится к выигрышу,
т. е. к лучшему результату
своих действий.
3)
СТЕНДОВОЕ
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ (в экономике) [stand experimentation] —
направление экспериментальной
экономики и экономико-математического
моделирования, развиваемое учеными ЦЭМИ под руководством акад. В.
Л. Макарова. Основывается на представлении о т. н. хозяйственной
логике, в которой в качестве элементарных высказываний выступают хозяйственные
мероприятия, а в качестве предложений — сочетания этих мероприятий. Реальность
и эффективность таких сочетаний для конкретного объекта или класса объектов, их
"приживаемость” к действующей системе
— все это можно выявить, опробуя их с помощью экспериментального компьютерного
инструментария, который и называется стендом (очевидно, по
аналогии с производственным испытательным стендом).
Распространение
экспериментальных методов изучения экономики потребовало разработки научно
обоснованной организации Э. э. Она включает три этапа: а) подготовку; б) собственно
проведение эксперимента и в) анализ результатов и принятие решения.
.
Подготовительный этап завершается разработкой детальной программы
эксперимента, которой будут обязаны руководствоваться как
исследователи, так и коллективы предприятий или других экономических объектов,
на которых проводится эксперимент.
При
анализе хода и результатов Э. э. применяются приемы математической
статистики, в частности корреляционного
анализа, методы планирования
эксперимента. Последние в основном используются при осуществлении имитационных
экспериментов, но могут найти применение и при организации реальных.
|